Yellow submarine

Маленькое эссе о большом взрыве на конфетной фабрике

Доброго времени, милые дамы и уважаемые господа! Речь пойдет о весьма характерной графической форме выражения «духа шестидесятых», о том самом разноцветном сюрреалистическом винегреде из природных форм и мультипликационных героев, приправленном стилистикой образа жизни хиппи. Всем нам прекрасно знакомы подобные графические иллюстрации, украшающие обложки пластинок, постеры к концертам и к кинофильмам. Изображения выполнены в определенной спонтанной манере, которая весьма характерна — яркие краски на брызгах воображения и гештальтированные не очень уверенные контуры. Это в большей своей массе нарисованные вручную сюжеты, стилизованные под мультипликацию, а также шикарные шрифты ручной работы.

time 07 07 67Законодатели данного стиля и не подозревали какое распространение по всему миру получит этот, говоря современным языком, «трэнд» в графическом дизайне, да и в изобразительном искусстве вообще. Эта стилистика четко прослеживается в творчестве иллюстраторов и графических дизайнеров 60–70 гг. ХХ века. Географический охват и скорость распространения тренда просто феноменальна. За какую-то пятилетку 1967–1972 гг. по всему миру были созданы сотни тысяч изображений для обложек пластинок и журналов, для постеров, книг и видепродукции. Одним из виновников такой популярности и массового подражания стал вездесущий британский квартет Битлз, со своим альбомом Yellow Submarine, премьера которого в 1969 году сопровождалась одноименным мультфильмом, выполненным по рисункам Хайнца Эдельманна. Вот они вынырнули на своей подводной лодке и — понеслось. Однако, Битлз не были законодателями этого стиля. Просто они были в трэнде, который к тому времени уже набрал силу. Ну а кто же, собственно зачинщик? Кто взорвал эту межпланетную конфетную фабрику? Давайте попробуем разобраться.

Стиль, в котором сделан Yellow Submarine — это порождение движения «Силы цветов» или Flower Power. Движение это выросло на протестах против войны во Вьетнаме в 1965 году в Беркли (Калифорния). «Сила цветов» проявилась сначала в форме мощного социального перфоманса в виде выходов на антивоенные митинги с букетами цветов, конфетами и игрушками, и чуть позже набрала мощь и переросла в контркультурное движение в Сан-Франциско, на психоделических полях Хейт Эшбери.

Битлз неустанно стремились к оригинальным формам самовыражения. На столько, на сколько позволяли популярные тенденции. И вот тенденции позволили и весьма немало. 7 июля 1967 года журнал Time издал статью «Хиппи: философия субкультуры» Лозунг Flower Power, стал известен на весь мир. Субкультура хиппи сделала шаг к мировой Культуре и стала захватывать планету, неся с собой и свое визуальное искусство. time 07 07 67 К тому времени Битлз уже перестали чистить до блеска свои ботинки, тем более, что Flower Power был так близок по духу: свобода выражения и всеобщая любовь. Они отрастили волосы, надели на шеи стульчаки от унитазов и погрузились в пучину психоделических впечатлений на жёлтой подводной лодке. В 1968 году закончилась работа над мультфильмом, а в начале 69-го вышел лонгплей Yellow Submarine. И это был гениальный маркетинговый ход, великолепная синергетика. Битлз воспользовались силой трэнда, а тренд получил их феноменальную популярность и Yellow Submarine в мгновение ока разнесла графический стиль Flower Power по культурным артериям всего мира. В определенной степени альбом был революционным. Не то, чтобы это было новое слово в музыке, скорее это был прорыв в визуализации и идентификации исполнителей. Киносъёмки уже было мало, Битлз погрузили себя в яркий мультфильм Хайнца Эдельманна — художника Flower Power. И вот — совершенно идиотские герои спасают авангардный мир от столь же странных аккупантов. Сюжет, в котором прослеживается антифашистская линия. Великая Отечественная закончилась 20 лет назад, но тема жива. И это соответствует философии движения «Силы цветов».

За пару лет до того жителей Соединенных Штатов скорее волновали не ночные кошмары Европы, а собственная война — Вьетнам. Война забирала жизни и калечила судьбы. В Калифорнии рождается уникальное сочетание оправданного пацифизма, хорошего климата, стремления к свободе во всех ее проявлениях, ну и некоторых человеческих слабостей в виде элементарного безделья и глобального расслабона под наркотики. Имея антисоциальный эффект, такой коктейль тем не менее принес свои креативные плоды во всех областях искусства. В музыке, в литературе, в графическом дизайне. Потому что Not War!, Make Love! & Make Art!

Как и в большинстве случаев рождения стиля, взращенного народной массой, сложно сказать кто первый сделал решающий штрих. Представте себе граффити в переулках Сан-франциско, порожденные разлетевшимся на молекулы сознанием безымянного хиппи. Они возможно и вдохновили Милтона Глэйзера, Питера Макса или Джона Алкорна на их революционные идеи. Сейчас чтобы создать подобный графический абрис с фото — достаточно применить пару фильтров и — в печать, но первый Photoshop появляется лишь в 1988 году. Дать бы в свое время такую технологию Энди Уорхоллу — он был бы самым богатым человеком в США. Арсенал инструментов современных программ для графического дизайна позволяет создавать за считанные минуты великолепные изображения в стиле Flower Power, но мы уже не будем этого делать. Эпоха хиппи ушла, все кто хотел чего то добиться — добились, кто хотел кайфануть — кайфанули. Вместе с этой эпохой ушел и трэнд «Силы Цветов». Yellow Submarine скрылась под толщей актуальных «фишек» современного компьютерного дизайна. Исчезли яркие спектральные краски, эпатаж и настроение прокатиться на мотоцикле по радуге... Кажущаяся безобидность, детскость, гештальт и легкий оттенок психоза... Подчеркнутая ассоциальность диэтиламида лизергиновой кислоты.